Ознакомившись с данной статьей, Вы поймете, что собой представляет релевантность как таковая. Вы узнаете о том, какая она бывает, относительно каких критериев рассчитывается, а также сможете познакомиться с термином «релевантная поисковая выдача». Базируясь на приведенной теории, даются рекомендации в отношении создания релевантных страниц сайта.
Хорошо, если заказывается создание сайта визитки, а потом продвигается — в таком случае, как правило, проблем с релевантностью страниц не возникает. Но что делать, если у нас многостраничный сайт?
В начале предлагаем освежить в памяти основной принцип работы поисковой системы. Схему поиска необходимой информации «юзером» можно в общих чертах изобразить при помощи приведенного ниже рисунка.
Чтобы иметь правильное представление о термине «релевантность», предлагаем поэтапно проанализировать процесс поиска.
1. Требования пользователя
Допустим, у пользователя существует определенный вопрос, ответ на который он решил найти при помощи поисковой системы. Более того – он уже обладает предположительными результатами поиска (то есть имеет определенное представление о заданном в поиске вопросе). Если выданный результат не соответствует его критериям, человек продолжает поиск.
2. Поисковый запрос
При работе с системой поиска пользователь прибегает к так называемому «языку запросов», иначе у поисковика могут возникнуть трудности с пониманием самого запроса. В силу того, что иногда бывает невозможно четко графически отобразить свои требования (мысли) при помощи языка (запросов), «юзер» получает в итоге нерелевантную выдачу информации (по его мнению). Информация в этом случае также может быть и релевантной – это зависит от имеющегося опыта работы с поисковыми системами. Но поисковая система при этом уверена, что выданная информация вполне удовлетворяет заданному запросу.
3. Поиск
Поисковая система не имеет возможности предугадать или в точности знать то, чего от не требует пользователь. Ей известно только одно – сам поисковый запрос, в соответствии с которым она и осуществляет поиск.
4. Результаты поиска
После окончания подбора системой нескольких подходящих вариантов происходит их ранжирование (сортировка) в соответствии с порядком убывания релевантности. Это осуществляется для того, чтобы «юзер» смог поскорее найти необходимый документ.
5. Выбор результата
Никто не сможет гарантировать того, что выбор пользователя падет именно на результат, выданный в списке первым. Даже несмотря на то, что поисковая система будет считать его наиболее подходящим. В этом случае мы имеем то, что первый результат не удовлетворил поисковые критерии пользователя.
Принимая во внимание все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что понятие «релевантность документа» может анализироваться как с точки зрения запроса (система поиска оперирует запросами), так и с точки зрения ожиданий или представлений самого пользователя. Приведенная в предыдущем предложении разница представляет собой причину разных определений в сети понятия релевантности.
Наиболее точным будет такое определение:
Основной целью информационно-поисковой системы считается поиск требуемой информации, считающейся соответствующей информационным запросам «юзера». Сам термин «релевантность» обозначает соответствие запрашиваемой информации и получаемой в действительности. Релевантность также может быть представлена в виде меры схожести выданных поисковой системой документами и документами, которые система должна была выдать в идеале.
Для такого вида релевантности характерно также название «пертинентность».
Согласно информации других источников, релевантность представляет собой уровень соответствия выданной поисковиком страницы требованиям пользователя.
Благодаря тому факту, что можно манипулировать технической релевантностью страниц (ради чего осуществляется изготовление сайтов, дорвеев, профилей и т.д.), системы поиска делают все возможное для того, чтобы увеличить пертинентность поиска, прибегая к таким факторам, как ряд поведенческих факторов, актуальность информации, социальная популярность, траст сайта, а также прочим факторам, которые весьма трудны в отношении манипуляции, а иногда ими действительно невозможно манипулировать.
Теперь проанализируем релевантность страниц, которая позволяет производить определенные манипуляции. Зачастую данный аспект игнорируют в процессе продвижения сайтов, хотя делать это не рекомендуется.
В отношении оптимизации существует три основных вида релевантности страницы:
— Внешняя ссылочная релевантность;
— Внутренняя ссылочная релевантность;
— Текстовая релевантность.
В процессе оптимизации сайта согласно определенному запросу необходимо учитывать все три указанных выше вида. Каждый из них отвечает за определенную область сайта, охватывая определенное количество его страниц (как показано на приведенном ниже рисунке).
Как видно на рисунке – черные точки представляют собой страницы различного уровня вложенности. Окружностями являются участки, которые эти страницы объединяют согласно определенному виду релевантности (Le – внешняя ссылочная, Li – внутренняя ссылочная, T – текстовая). Самые релевантные страницы располагаются на участке пересечения трех областей.
В процессе продвижения страницы согласно выбранному запросу необходимо учитывать тот факт, что не только эта страница соответствует данному запросу. Нельзя забывать о том, что существует также определенная область релевантности, входить в которую могут несколько страниц. По окончании процесса индексации данные страницы могут быть найдены по определенному запросу.
Учтите также, что страницы, попавшие в такую область, имеют градацию релевантности.
Каждая страница, находящаяся в пределах релевантности, имеет свой суммарный показатель. Именно ту страницу, у которой такой показатель максимальный, и выберет система поиска с последующей выдачей этой страницы в результатах.
Проанализируем обычный пример оптимизации сайта, не учитывая перелинковку и имея проблему неправильно выданной релевантной страницы.
Исходя из приведенного выше рисунка, целых 5 страниц находятся в области релевантности согласно заданному запросу. Если Вы посмотрите под желтую линию, то увидите отображение соответствия документа заданному запросу: желтая полоса отображает текстовую релевантность, черная полоса – ссылочную. Первая страница содержит уникальный текст, имеющий большое количество ключевых фраз. Другие страницы также содержат информацию, имеющую отношение к определенной ключевой фразе.
Учитывая тот факт, что перелинковку не учитывали, внутренняя релевантность материалов сайта заданному запросу вполне может быть не в соответствии с их текстовой релевантностью. В верхней части графика отображено внешнее ссылочное соответствие (релевантность) по каждой из страниц запроса. На главную страницу выведены ссылки, оставшиеся страницы имеют естественные внешние ссылки. Например, страница под номером 2 включает в себя большее количество информации об основном запросе, чем страница под номером 1 (главная), где представлен только общий обзор.
Синие полосы отображают общую релевантность каждого документа ключевой фразе. Как видно по рисунку, при продвижении первой страницы наиболее соответствующей запросу оказалась страница под номером 2. Чтобы данная проблема успешно решилась, рекомендуется внести изменение в каждую составляющую. Как минимум, здесь потребуется перелинковка.
В процессе оптимизации страниц сайта согласно выбранных запросов поиска необходимо уделять особое внимание как самому тексту, так и его релевантности и внутренним ссылкам. В случае, если все три вида релевантности имеют максимум совпадений, то есть возможность получения максимального продвижения страницы сайта. Но помните и о том, что конверсия посетителя будет иметь прямую зависимость как от пертинентности страницы, так и от ее релевантности.
(067) 525-99-99